понедельник, 12 октября 2015 г.

"ХОЛОДНЫЙ БАТИК", часть 5 / подготовка шаблона

Люблю тушь, геометрию и орнамент. Вооружившись рапидографом 0.5 / 2.0 - 1.0 / 4.0 на листе белой достаточно плотной бумаги подготавливаю геометрическую основу будущего платка.  Прорабатывая рисунок рапидограф держу строго вертикально, точно также как трубочку, наполненную сваренным резервом относительно плоскости натянутой ткани, поэтому можно еще до начала нанесения резерва прочувствовать линии и композицию будущей работы с точки зрения ресурсов, технических возможностей, удобства и очередности наложения контура, красочных слоев! Что очень важно, такая своеобразная генеральная репетиция:  линия рапидографа одной ширины, четкая, ровная, контрастная, и без разрывов: все недостатки, неровности, не ускользнут от взгляда и будут своевременно приняты и учтены. Еще до начала росписи!
 
Карандаш - для наброска, тушь и рапидограф - для детальной проработки шаблона.

Самый простой метод создания орнамента состоит в разработке геометрической сетки, основы будущего орнамента, и последующего наложения на готовую сетку элементов дизайна.


Геометрическая сетка орнамента
 
Элементы дизайна: соцветие цикламена, листья.                                               Готовый шаблон для росписи
/ справа.  
Платок 28.00 х 28.00 см.см., расписанный цветами цикламена по шаблону.  
Основа: натуральный шелк - хаботай 
/ тонкий шелк с блестящей поверхностью, хорошая растекаемость красок, расход небольшой /.
Краски:  Pébéo setasilk /Франция, термической фиксации: cyan 13, magenta 07, primary yellow 01, ebony 29, medium lightening. 
Резерв на сликатной основе, сварен самостоятельно в домашних условиях.
 
Платки 28.00 х 28.00 см.см., расписаны по шаблону в технике гладкой росписи.  
Основа: натуральный шелк - хаботай 
/ тонкий шелк с блестящей поверхностью, хорошая растекаемость красок, расход небольшой /.
Краски:  Pébéo setasilk /Франция, термической фиксации: cyan 13, magenta 07, primary yellow 01, ebony 29, medium lightening. 
Резерв на сликатной основе, сварен самостоятельно в домашних условиях.
 
Шаблон остается, его можно многократно использовать для выполнения одного и того же рисунка в разных цветовых решениях. Тушь на плотной бумаге - вечная! Со временем формируется своеобразный банк данных, который можно использовать в работе, показывать заказчикам, обсуждать с коллегами концепцию будущей коллекции… Тощо )) !
 
Не буду повторять то, что до меня написано авторами книг по батику в части заявленной темы. Основываясь на личном скромном опыте остановлюсь лишь на тех моментах, которые мне показались важными, и которые не были никем ранее обозначены. 
Например, мои наблюдения при росписи платка с каймой в технике "гладкой росписи".
 
Роспись каймы платка начинается с угла и краситель кистью "толкается" только в одном направлении. К тому моменту, как вы распишете рамку по всему периметру платка и вернетесь к тому углу, с которого начали: краситель, как бы вы его все время не размывали, обязательно закрепится на ткани и подсохнет, оставив не эстетичный развод. Поэтому еще на стадии разработки графического шаблона платка следует учесть этот момент.

Можно решить эту техническую задачу (я убеждена, что это именно техническая задача) композиционно "позволив" листьям цветов выйти за рамку каймы и опуститься практически до самого края платка…, сформировав таким образом угол, удобный для начала и окончания росписи каймы платка. Уравновесить другими элементами. Чтобы наша кисть начала роспись от линии резерва  и остановилась у линии резерва цветочного мотива с противоположной стороны. Либо можно расписать кайму платка графическим орнаментом, разбив предварительно на части, геометрические фигуры, вписав в них орнамент.
То есть еще на стадии подготовки шаблона нужно оценить будущую работу - не должно быть таких не замкнутых "кругов", которые нельзя расписать в несколько приемов до высыхания красок на ткани. Это позволит избежать разводов.
 
Если вы работаете красками класса "хобби" термической фиксации (краски, которые закрепляются утюгом в режиме "хлопок" с изнаночной стороны в течение 3 - 5 минут, такие как: Pébéo setasilk / Франция; Javana C.KREUL  / Германия), то графитный карандаш для перевода рисунка с шаблона на ткань не подойдет. След от графита останется даже после стирки росписи, испортив внешний вид.  
Совсем другой результат при работе с красками, закрепляемыми паром. С паром уходит все лишнее - и остатки красителя, и графит, от него не остается и следа после ополаскивания. Белый чистый след на месте резерва.  
 
Так же при работе непосредственно по шаблону не рекомендую прикреплять скотчем или булавками шаблон к обратной стороне ткани, так как это советуют делать авторы многих книг. Основа + шаблон + резерв "слипаются" ВОЕДИНО: резерв растекается, оставляя жирный, рваный след. Лучше немного приподнять шаблон, приблизить к основе росписи, подложив какой-то предмет, книгу, например. Не допускать, чтобы основа росписи в буквальном смысле "лежала" на шаблоне.

Следующие разделы будут посвящены подготовке основы к росписи, составлению колера, непосредственно росписи!
_________________________________________________________________________________________

Книги по составлению орнамента, пропорции и композиции:

понятный и удобный учебник ТЕОРИЯ ОРНАМЕНТА / Степанова А.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011;

настоящая современная библия принта, книга, кладезь идей FASHION PRINTS / Elisabetta Kuky Drudy. - PEPIN PRESS, 2008. 

Так же, ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / Даглидян К. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.  


 
 
Создано в Microsoft OneNote 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь Вы можете оставить свой комментарий.